Как построить велогенератор просто и быстро?

«Пока другие думают — делай», — гласит народная мудрость. Действительно, пока ты «телишься», тебя могут обойти конкуренты.
И это я сказал не просто так, а всерьёз заморочившись установкой генератора на свой велосипед. Просто купил крепёж, движок — и пошло-поехало.
Двигатель я нашёл на радиорынке в Ростове-на-Дону — возле «телецентровской» горки, на ул. Кручинина, 20. Спрашивал у каждого из старьёвщиков, у кого видел двигатели:
— Нужен двигатель, который не только потребляет ток, но и выдаёт его, когда крутишь. — О цели установки сказал сразу: — Мне на ветряк нужно, конструкцию поставил, подбираю мотор. Мощность — порядка пары десятков ватт, чтобы планшет и смартфон зарядить, когда нет света, такова задача.
Продавцы предлагали порыться в их ассортименте, но я уже знал, что главное — габариты. Если движок с гулькин нос, толку от него будет немного — не больше, чем от «карманной солнечной зарядки» с AliExpress или DNS. В конце концов в дальнем закутке отыскался чувак, предложивший японский коллекторный двигатель 2006 г. выпуска от какой-то дрели старого образца, работавшей от постоянного тока на 24 вольта. А вот шаговых моторов я не нашёл, увы — были другие, но с обмоткой возбуждения, вроде тех, что ставят на машины — а не с выработкой от вращения магнитов.
— Если тебе нужно крутить вручную и вырабатывать ток, — сказал этот продавец, — то попробуй щёточный. У меня он валяется 11 лет, стоил в своё время 3000 р. — забирай почти даром, он никому не нужен.
Вхолостую движок выдавал 4 вольта — при вращении от руки, без редукторов и велосипеда. На практике же всё оказалось куда более драматичнее: раскрутить его без колеса велосипеда оказалось невозможным — напряжение упало до 1,5-2 вольт, а PowerBank’у нужно 5…5,5 вольт со стабильным амперажем. Потребовался бы импульсный повышающий конвертер, DC-DC, как его называют на AliExpress, вроде тех, что стоят в «зарядках от батарейки», но он также «съел» бы свои 10-30% мощности.
Крепление я серьёзно доработал: надёжно удержать его на вилке велосипеда помогли сантехнические хомуты для канализационных труб — под диаметр корпуса движка и трубы вилки, — а до этого я в основном крутил на стоянках и привалах, прижав обточенный до абсолютной круглизны каблук, надетый на вал мотора, к покрышке заднего колеса. Хомуты и болты есть в любом хоз- или строймаге; по сравнению с китайской бутафорией «бутылочных» и цепных генераторов конструкция вышла по-настоящему надёжной и долговечной.
Теперь установка работает стабильно, выдаёт свои пять вольт, ампераж — 0,7 ампер на короткое замыкание. Это в десятки раз лучше, чем бутафорские солнечные панели на всё тех же PowerBank, выдающие 2-25 миллиампер на всё то же КЗ. Не зря эликтрификация во всём мире началась именно с мотор-генераторов (динамо-машин), связанных через вал с гидро- или паровыми турбинами.
Аккумулятор PowerBank’а заряжается ровно на столько, чтобы с учётом потерь на выходной USB-контроллер и сам заряжающийся смартфон 2-амперная батарейка последнего зарядилась на 100% за столько же километров пути на скорости 20-25 км/ч. В качестве «подопытных кролей» — внешняя батарея Hiper SP-20000 и смартфон Samsung Galaxy J1(20F).
Значительное повышение эффективности «динамо» возлагается именно на переменный двигатель, например, шаговый, использующийся почти в любой современной технике — от приводов HDD-накопителей и 3D-принтеров до станков с ЧПУ.
Вывод: повесить «самопал» на основе движка размером с кулак — куда более реальное решение, чем солнечная панель, по площади равная 10 планшетам.
Результаты оказались удовлетворительными.

Смонтированный велогенератор перед испытаниями

Переделка PowerBank Hiper SP-20000 под только что смонтированный генератор: выводим провода

Подзаряд полностью разряженного PowerBank в первых реальных испытаниях

Продолжаем замерять напряжение на батарее PowerBank при подзаряде в движении: аккумулятор почти полностью заряжен. Считаем эффективную максимальную скорость

Кто неравнодушен — повторюсь: ставьте себе похожие штуки! Отличной вам дороги — и не остаться с «севшим» гаджетом вдали от городов на пустынной дороге! Без постоя розетку на 220 вольт вам никто не даст!

26 комментариев к “Как построить велогенератор просто и быстро?

  1. Ты бомж? Денег не заработал на постой? Главное, что таких, как ты, десятки тысяч в России.

  2. А тестер-то продырявленный 🙂
    Нас пытаются обмануть, расходимся… Замеры неверны, ибо батарейка в измерителе села 🙂

    • Он много раз разбирался, прошёл огонь, воду и суровые монтажные будни, когда я сигнализациями и СКУДами занимался в 2012-2014 гг. Я их столько уже сменил, этих мультиметров, что потерял к этому интерес — но батарейку как раз недавно сменил и сверил со стрелочным прибором, показания сошлись на 99%. Китай, как всегда, радует качеством 🙂

      • Я разбил пару мультиметров за свою жизнь. Нужна резиновая накладка на тестер — он упадёт со столба, но останется с целым корпусом и экраном. У меня мои работники их тоже разбили кучу. По Интернету заказать тестер со специальной клешнёй, вешается на кабель, трубу, водосток, за ветку дерева и т. д.

  3. Автор выглядит так, будто его машина переехала. Нормальный день не выбрал, а поехал в слякоть. Ни чувство юмора, ни актёрского мастерства — хоть минимального, жалко смотреть, спектакль даже для бродячей и залётной публики не удался. Мозг автора загружен этим бредом как диссертацией: «Смотрите все, какой я серьёзный молодец, а вы, чмошники, платите за постой и за электричество, бедненькие вы, мне вас жаль». Жаль тебя, автор, что ты не от мира сего.

    • Да какая разница. Бардак у самодельщиков — в порядке вещей. Ты гаражных мастеров не видел, они месяцами мусор не выносят. Через 30 лет, состарившись, выгребают авгиевы конюшни неисправных запчастей от давно исчезнувших устройств — и замешивают их в бетон для новой беседки или сарая 🙂

      • Из-за таких, как ты, горе-строителей, город и состоит из Пизанских башен. Раньше кирпич на голову падал, сегодня целая высотка заваливается 🙂

        • Будет как город после Апокалипсиса, когда в один прекрасный день всё свалится 🙂

          • Учитывая то, как у нас в стране всё делается, всегда так: упадёт самолёт, умрут 200 человек — а потом разбираются, отчего он упал, вместо того, чтобы провести своевременный капремонт и ТО, перепроверить все системы безопасности. Чувствуется запах секса: выпили-потрахались, выпили-потрахались, романтика, на свои обязанности забили — а после них хоть трава не расти.

          • Пока основная масса бухает и трахается, умные решалы не тратят время впустую. И самолёт проверить перед взлётом, и инструктаж провести, и всеми путями повышать репутацию своей авиакомпании, привлекать новый пассажиротрафик…

  4. Неубедительный материал, автор не подготовился. Слепленные на простейшем редакторе обрывки выдают заикания, несобранность, рассеянность, которую он пытается скрыть, незнание матчасти. Видно, что эксперимент не удался, успех крошечный, как микропенис — и последующая спешка показать это всему миру 🙂

    • Заряжает, стопудово. Соберусь до Староминской прокатиться, отпишусь тогда 🙂

      • Щетки на коллекторе не выдержат: гнать их 100 км, к финишу приедешь с наполовину изношенными. Чувак, не майся дурью, ставь шаговик

      • Оглянись вокруг — сколько людей тебе уже посоветовали выбросить щёточно-коллекторный мотор и смонтировать нормальный двигатель переменного тока без всяких колец и щеток, с магнитами и статором. Сломаешься за 100 км от дома, у тебя «сядут» смартфон и GPS-навигатор — тогда и вспомнишь наши советы 🙂

      • bortik 116, ты? Снимай штаны, ты разоблачён 🙂
        Да он же сопьётся, и полсела потравит своей бодягой 🙂

  5. Слишком большое колесо от тачки, лучше бы каблук расточил, меньше набалдашник — тише едешь. А маленькая скорость расширяет область применения установки: она будет работать даже на плохих дорогах, где не разгонишься

    • Подсчеты так называемой «максимальной эффективной скорости» пока ещё в воздухе висят. Конструкция не до конца отлажена, видно, что заряд происходит с горем пополам — даже при таком низком напряжении в 2,98 вольта, проехав 30 км ты заряжаешь 15-амперный аккумулятор На 550 милливольт за 2-3 часа непрерывного вкручивания. Сравнив кривую полученного подъёма/спада ЭДС за эти часы, нетрудно прикинуть, что конструкция хлипкая и слабая. Тут нужно либо быстрее разгоняться, либо уменьшать колёсико и интенсивнее разгонять мотор, либо снять диод и подключить мотор напрямую, включая подзарядную цепь через отдельный выключатель при хорошем разгоне. Перед тем, как затормозить, разомкнуть цепь, чтобы батарея не разряжалась, крутя мотор сама по себе. Тогда установка и отделается меньшими потерями на подзаряд аккумулятора.

      • Прежде чем давать такие советы, Вы сами попробуйте всю дорогу при малейшем разгоне и торможении щелкать выключателем, тогда я посмотрю на Вас, как вы взвоете и выкинете на обочину всю эту херню. Нет, примитивная электроника здесь нужна, иначе это не генератор, а шайтан-машина. Практического успеха такое решение по-любому не заимеет. Велосипедисты не кинутся массово ставить моторчики только для того, чтобы в пути подзарядить смартфон или «трубку» 🙂

  6. История и практика доказывают, что лучшие генераторы — переменные двигатели. Именно они являются долговечными. Щёточный двигатель ломается через месяц-полтора интенсивной эксплуатации. Переменный же генератор прослужит лет 20, пока не сносятся шарикоподшипники, да и те сменить труда не составит. Это знали уже во времена Ленина, когда реализовывали Генплан электрификации Советского Союза

Оставьте комментарий